Исторический портал
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Сейчас на сайте
» Гостей: 2

» Пользователей: 0

» Всего пользователей: 74,707
» Новый пользователь: draconiancrook9
Статьи
Аргонавты

АРГОНАВТИКА.

Одним из самых древних греческих мифов, повествующих о жизни и подвигах людей, а не богов, является миф об аргонавтах. Ещё в школе мы сталкиваемся с этими великими героями древности, совершившими беспримерный по тем временам поход, к берегам Чёрного моря, за легендарным Золотым руном. С той же школьной скамьи буквально всем памятен тот факт, что Ясон и его спутники, совершили своё знаменитое плавание к берегам Колхиды, расположенной где-то в устье реки Риони, протекающей по территории современной Грузии. Однако, далеко не всем известно то, что данная географическая локализация действия этого загадочного мифа далеко не единственная и к тому же не самая древняя. Что же касается архаических, т.е. наиболее древних вариантов сказаний об аргонавтах, уходящих корнями в 13 век до нашей эры, то местом их действия является Дон (Танаис), но никак не Риони. Неподготовленному читателю, слепо верящему в энциклопедические догматы, данное предположение покажется весьма странным, или просто невероятным. Однако не будем торопиться с окончательными выводами и попробуем разобраться во всём по порядку.

ГДЕ НАХОДИТСЯ КОЛХИДА?

Ответ на этот вопрос кажется достаточно простым. Колхида находится в Грузии. Во всяком случае, так об этом говорится не только в учебниках по географии, но и во многих эпических поэмах времён эллинизма. Но вот что удивительно. У авторов слагавших свои исторические произведения во времена архаики (как минимум за 500 лет до эллинизма), Колхида располагалась отнюдь не в Грузии, а в Приазовье!
Ярким доказательством данного предположения являются мифы о первом владельце Золотого руна, Фриксе, который плыл из Греции в Колхиду не вдоль северного побережья Малой Азии, а пересёк Чёрное море в направлении Крыма, к мысу под названием Бараний Лоб. Затем он продолжил свой путь на север вошёл в устье Фазиса (так в те времена именовался Дон), на берегах которого, недалеко от устья, он и нашёл столицу легендарной Колхиды, город Эю или Сев-Арий (Святой Арий).
Здесь следует заметить, что мифы о Фриксе не подвергались многократному и целенаправленному редактированию, а потому в отличие от мифов об аргонавтах сохранили свою первоначальную трактовку. Вот почему Фрикс держал путь не к берегам Грузии, а в Приазовье. А более конкретно, в низовья Дона. Любопытно, что в Приазовье искал Колхиду не только сын Нефелы, но и ещё один знаменитый древнегреческий герой, Геракл, который прошёл туда из Греции, тем же путём, что и Фрикс.
А что же аргонавты? Почему, в отличие от Фрикса и Геракла, они искали Колхиду и Золотое руно в Грузии, а не в Приазовье?
Ответ на этот вопрос достаточно прост. В 13 веке до н.э. реальная Колхида, в том числе и та в которую плыли аргонавты, располагалась в Приазовье, и только в 3 веке до н.э., усилиями римских трагических поэтов, воспоминания о ней были перенесены в Грузию на берега Риони. Что же касается древнейших вариантов мифа об аргонавтах, то они и до наших дней сохранили свою реальную трактовку, а потому Ясон со своими спутниками, как и его предшественник Фрикс, держал путь в Приазовье, где на берегах Дона в легендарном Храме Ария, хранилось легендарное Золотое руно. Чтобы доказать это, обратимся к свидетельствам древних историков.

КОЛХИДА - СКИФСКАЯ СТРАНА.

Вначале пригласим в свидетели Диодора Сицилийского, который наиболее яростно критиковал трагических поэтов, пытавшихся искажать первоначальный сюжет мифов, в угоду собственным творческим наклонностям и географическим представлениям. Так вот у Диодора мы читаем: «Отправившись из Фракии и переплыв Понт, они (аргонавты) пристали к Таврической земле, не зная о суровости её жителей. У варваров этой страны был обычай приносить в жертву Артемиде Таврополе чужестранцев, которые приставали к их берегам».
Как видим, у Диодора аргонавты переплывают Понт и причаливают к брегам Тавриды, рядом с которой, а не в Грузии, историк помещает и страну колхов, Колхиду. О том, что после Симплегад, аргонавты развернули свой корабль в северном направлении и причалили у берегов Тавриды, упоминается у большинства античных историков, которые были далеки от литературной версии мифа, хотя и в этом случае не смогли избежать некоторого налёта фантастичности.
Любопытно, что место на южном берегу Крыма, под названием Бараний Лоб, к которому приставали Фрикс, Геракл и аргонавты принадлежало «холодной Скифии» и находилось в непосредственной близости от Колхиды. Причём Псевдо-Плутарх дополнительно указывает на то, что оно располагалось в непосредственной близости от Танаиса. Что же касается Аполлония Родосского, то он помещает Колхиду в стране Киммерийцев, но опять же на берегах Танаиса. Диодор, помещая столицу колхов на берегах Танаиса, дополнительно указывает на то, что зятем колхидского царя Ээта был его сосед - скифский царь, с другой же стороны колхи граничили с негостеприимными сарматами. Но мы знаем, что естественной границей между скифами и сарматами был Дон, в устье которого и располагалась когда-то, легендарная Колхида.
Неожиданное и весьма конкретное подтверждение наших предположений даёт Руфий Фест Авиен, который в своём известном произведении «Описание земного круга», созданном на основе «Землеописания» Дионисия Периегета, пишет буквально следующее:
«На севере, через открытое устье залива, прорываются в Понт (Чёрное море) глубокие воды Меотийского болота (Азовского моря). Варвар-скиф на широком пространстве заселяет побережье и называет это море матерью Понта. Это единственная родительница Понта, единственная производительница моря; из этого источника текут зыбучие воды глубокого Понта, прорываясь Киммерийским проливом; ибо там открывает свои устья Киммерийский Боспор; кругом и выше его живёт суровое племя киммерийцев. Здесь Тавр поднимается крутыми хребтами, подпирает вершиной небо и широко вдвигает свою голову в высокие звёзды. Сюда некогда прибыл, на удивление морю, фессалийский корабль «Арго», и морские воды изумились плывущей по ним ладье».
Мы могли бы привести ещё множество свидетельств того, что настоящая Колхида в которую стремились аргонавты находилась в Приазовье. Но на данный момент, нас больше интересует более конкретный регион. Это дельта Дона, а потому попробуем отыскать дополнительные свидетельства того, что Колхида располагалась именно там.

ИЗ ГРЕКОВ В ВАРЯГИ.

Для решения поставленной задачи вновь обратимся к свидетельствам Диодора, который пишет: «Не малое число (!) как древних, так и позднейших писателей (между ними и Темей) рассказывают, что, когда аргонавты после похищения руна узнали, что Ээт своими кораблями занял устье Понта (Чёрного моря), то совершили удивительный и достопамятный подвиг: проплыв вверх по реке Танаису до его истоков и перетащив в одном месте корабль по суше, они уже по другой реке, впадающей в Океан, спустились к морю (Балтийскому) и проплыли от севера к западу, имея сушу по левую руку; очутившись недалеко от Гадир (Гадеса), они вступили в наше море (Средиземное)».
Внимательному читателю нет нужды объяснять, что аргонавты первыми из известных нам героев прошли знаменитым путём из «греков в варяги» т.е. из Чёрного в Балтийское море, а затем обогнув Европу (имея сушу по левую руку) вступили в Средиземное море.
Диодор и Тимей были отнюдь не одиноки в высказываниях насчёт плавания аргонавтов по Танаису. Эта версия была хорошо освещена у многих античных авторов. Причём все они ничуть не сомневались в реальности такого маршрута. Вторя Диодору, описывает путешествие аргонавтов и Скимн Хиосский, который упоминает не только плавание вверх по Танаису, но переволок из него в другую реку, которая впадала в «великое море». Причём аргонавты не тянули, а несли свой корабль на кольях, что во многом согласуется с методом преодоления водоразделов присущим средневековым варягам – русам.
Подтверждает мнение античных авторов и Р. Грейвс, который пишет: «Аргонавты прошли вверх по Танаису до самого его истока, а затем волоком перетащили судно в другую реку, которая течёт на север и впадает в Финский залив». В данном высказывании прослеживается влияние средневековых описаний пути из «варяг в греки», в которых кроме всего прочего упоминался и путь из Варяжского (Балтийского) моря в Рим, а оттуда в Константинополь. Таким образом, раннесредневековые варяги хорошо знали маршрут аргонавтов не только на участке из Чёрного в Балтийское море, но и из Балтийского моря в Средиземное. Данное обстоятельство лишний раз подтверждает реальность плавания аргонавтов по пути «из греков в варяги», а затем и в Средиземное море.
При всей своей кажущейся невероятности, данная версия заслуживает самого серьёзного к себе отношения, так как имеет множество преимуществ перед всеми остальными. Реальность такого маршрута подтверждена многовековым судоходством из Чёрного в Балтийского море. А это в свою очередь даёт возможность предположить, что аргонавты по крепости своих мышц и силе духа ничуть не уступали варягам, а потому имели все шансы совершить этот беспримерный по тем временам подвиг.

НЕГОСТЕПРИИМНЫЕ КОЛХИ.

Практически все историки и поэты писавшие о путешествии аргонавтов указывали на то, что колхи, следуя какому-то древнему обычаю, убивали всех иноземцев прибывающих в их страну. Исторически же этот обычай был засвидетельствован только у жителей Приазовья и Низовий Дона. О том, что данный обычай когда-либо имел место на территории Грузии, нет никаких, даже косвенных свидетельств. А потому конечной целью аргонавтов могли быть только берега Дона, но отнюдь не Риони. Может быть по этой причине Валерий Флак считал колхов скифским или сарматским племенем.
Чтобы подтвердить справедливость наших предположений, достаточно вспомнить одно из многочисленных свидетельств негостеприимности жителей Нижнего Дона, принадлежащее Страбону, который в своей «Географии» пишет: «По Танаису мало, что можно узнать выше устьев его по причине холода и бедности страны;… кроме того, туземцы не общительны, сварливы и дики и не пускают иностранцев к себе».
Любопытно, что любой иностранец пытавшийся проникнуть выше устья Дона подлежал уничтожению не только у колхов и киммерийцев проживавших здесь в 15-8 веках до нашей эры. Точно такой же обычай был, у скифов владевших устьем Дона в 8-3 веках до н.э., у сарматов (3 век до н.э.- 5 век н.э.), у россов в 5-9 веках н.э. и только во времена Рюриковичей, подчинивших себе Азовскую Русь, получившую название Тьмутороканское княжество, Дон стал доступен для иноземцев и иноверцев.
Как видим обычаи, заложенные колхами, просуществовали на Дону более двух тысяч лет, в то время как на берегах Риони они никому небыли известны. Но в таком случае возникает резонный вопрос о том, какую святыню так ревностно охраняли жители Дона от посторонних глаз? Что заставляло их соблюдать столь жестокий обычай на протяжении тысячелетий? И вообще, какие сокровенные тайны хранят донские холмы, бывшие в древности обязательным объектом паломничества как богов так и людей?

ЧАСТЬ 2.

ФАЗИС - СКИФСКАЯ РЕКА.

Все приведённые выше аргументы отчётливо свидетельствуют о том, что легендарные аргонавты искали Золотое руно именно на берегах Дона, а не Риони. Но не смотря на все наши успехи, мы не смогли пока преодолеть последнее препятствие на пути обоснования теории по которой царство Ээта располагалось в Приазовье. Причиной этому, является то обстоятельство, что в эллинистический период, практически все античные историки и географы называли Фазисом реку Риони, а не Дон. В то же время даже самые архаические формы мифа об аргонавтах указывают на то, что Золотое руно хранилось на берегах Фазиса. Что же касается Танаиса, то он упоминается весьма редко.
Однако при более пристальном рассмотрении и эта проблема оказывается не такой уж и сложной. Для того, чтобы разрешить её, обратимся к свидетельству псевдо – Плутарха, который пишет буквально следующее:
«Фазис - река в Скифии, протекающая мимо города (!?); прежде она называлась Арктуром, получив это название от того, что течёт по холодным местностям».
В пояснениях к данному фрагменту, помещённых в книге «Кавказ и Дон в произведениях античных авторов» (Издательство «Русская Энциклопедия» Ростов - на - Дону 1990) мы читаем: «Этот этиологический миф, связывающий Фасис с Северной звездой (Арктуром), подтверждает предположение, что во времена создания ионийского эпоса об аргонавтах мифическая река Фазис мыслилась на севере и отождествлялась с Доном раньше, чем с Рионом».
Если бы не поздние толкователи мифа об аргонавтах, то по отношению к Риони, никогда бы не применялось название Фазис, ибо это имя прежде всего принадлежит Дону, и вошло в обиход ещё в до-греческую эпоху. И только в классический период греческой истории, по отношению к Дону стали применять имя Танаис, а ещё позже Фасисом стали именовать Риони. Однако в тех случаях, когда античные авторы пользовались древнейшими первоисточниками, они всегда Фасисом именовали Дон, и только Дон.
Подтверждением тому может служить свидетельство Помпея Трога, который пишет: «Скифия, расстилается по восточному направлению, с одной стороны ограничивается Понтом, с другой - Рипейскими горами, с тылу - Азией и рекой Фасисом». Но границей между Азией и Европой всегда был Дон, к тому же ещё со времён Геродота, владения царских скифов не простирались восточнее Танаиса. Посему и упомянутый Трогом Фасис есть ничто иное, как Танаис - Дон, а не Риони.
Фазисом называется Дон и в поэме Эсхила «Освобождённый Прометей». Отождествляет Дон с Фазисом и Валерий Флакк в своей поэме «Аргонавтики», где он пишет: «Мы поём моря, впервые пройденные великими сынами богов, и вещий корабль, который осмелился проследовать к берегам скифского Фасиса». Кроме этого Валерий Флакк, прямо именует Ээта царём который правит «Скифией и холодным (!) Фасисом». Как видим для писателя опиравшегося на труды Апполония Родосского и Варрона Атацинского не стоял вопрос о двойной локализации Колхиды и Фасиса, поэтому словами Финея обращёнными к Ясону, он с той же прямотой заявляет: «Так ты прибудешь, наконец, к быстрой реке Фасису. Там уже скифский стан и поднимается (из Аида, - А.Л.) братская Эриния».
Недоумевает по поводу того, что некоторые авторы располагают Фасис в юго-восточном углу Понта (т.е. в Грузии) и Геродот. Вдобавок ко всему ему непонятно, почему этому Фасису приписывают функции Танаиса. В «Аргонавтике» Валерия Флакка, кроме всего прочего мы находим фрагменты в которых колхи по своему внешнему виду сопоставляются не с жителями Малой Азии, а с сарматами…
Интересное свидетельство о гидронимах Приазовья в до-греческую эпоху сохранилось и в Книге Велеса, автор которой, зачастую именуя Дон, Ра-рекой, пишет: «Ра-река - великая, она отделяет нас от иных людей и течёт в море Фасиское». Учитывая то, что под великой рекой, разделяющей части света, традиционно понимается Дон, то море у его устья названное Фасиским, есть ничто иное, как местное название Дона, бытовавшее у племён обитавших в его низовьях. Косвенным подтверждением этому, может служить, тот факт, что автор(ы) Книги Велеса, откровенно причисляют себя к жителям Дона, но никогда не отождествляют это понятие с его дельтой.
Как кажется, больше не может быть никаких сомнений в том, что в поисках Золотого руна аргонавты прибыли именно в устье Танаиса, который в до-греческую эпоху имел название Фазис.

СЫН СОЛНЦА.

Как известно, царём Колхиды был Ээт, сын Гелиоса от океаниды Персеиды. По всей видимости именно это обстоятельство послужило тому, что территория северного Приазовья в древности именовалась землёй Солнца. В самом деле, в основе топонима Колхида лежит одно из древнеславянских имён солнца - Коло, и земля – Ида (ср. Атлант-Ида, Антаркт-Ида и т.д.). Землёй Солнца называет Приазовье и Геродот, правда у него оно имеет несколько другую транскрипцию, а именно Гилея, от имени бога солнца Гелия или Гелиоса. Впрочем и в основе слова Россия лежит всё то же имя солнца, но в более архаической форме, а именно - Ра, откуда Ра-Асия - Расия – Рось и Русь. Во времена Геродота в северном Приазовье обитало скифское племя гелонов, родоначальником которого был Гелон или Гелен, родной брат Скифа. По другой версии мифа родоначальниками скифов были цари Яр-Аксай, Кол-Аксай и Арп-Аксай, где корни Яр, Коло и Ар(П), есть ничто иное как различные обозначения солнца как у индоевропейцев вообще, так и у славян в частности.
Хорошо известно, что колхи были солнце поклонниками, так же как скифы и славяне. Известно, что столицей донских гелонов был город Гелон. С другой стороны, согласно Книге Велеса столицей донской Русколани был город Голунь (ср. Хорс - одно из имён бога солнца у славян и Корсунь - название города в Крыму образованного от этого имени). К тому же, для любого специалиста в лингвистике и этимологии предельно понятен тот факт, что слова Гиллея и Колхида синонимы, а потому северное Приазовье названное Геродотом Гиллеей, есть ничто иное как архаическая Колхида.

ГДЕ БЫЛА СТОЛИЦА КОЛХИДЫ.

По официальной версии, столица Колхиды, называлась Эей. Намного реже её именуют Севарисом или Сев-Арием. Но в любом случае она располагалась на берегу Фазиса, недалеко от его устья. Если верить учебникам, учебным пособиям и «профессиональным» историкам, голословно отождествляющим архаический Фазис с современным Рионом, то данных сведений должно хватить для того, чтобы найти местоположение стольного града колхов. Но вот беда, на территории грузинской Колхиды, археологической науке неизвестны города бронзового века которые бы можно было отождествить с легендарной Эей и другими городами негостеприимных колхов. Зато на берегах Дона таких городов в избытке. А потому мы в очередной раз убеждаемся в том, что Фазис это Дон и столицу колхов необходимо искать на его берегах. Впрочем слово «искать» здесь не уместно, ввиду того, что без всяких сомнений легендарная Эя, может быть отождествлена только с Кобяковским городищем, давшем название уникальной и единственной в своём роде археологической культуре бронзового века. Ещё в 19 веке историки и археологи отмечали тот факт, что ничего подобного Кобяковской культуре нет ни в России ни за её пределами. Она являет собой феноменальное явление в истории человечества, единственное и неповторимое в своём роде, во многом опровергающее права шумеров и египтян на создание первых мировых цивилизаций.
Если наши предположения верны то локализация Эи на месте Кобяковского городища должна найти своё подтверждение у древнегреческих авторов. И действительно, в «Естественной истории» Гая Плиния Секунда Старшего мы находим следующий перечень колхидских городов, это: «Тиндарида, Киркея, Кигн, и при устье Фасис; но наибольшей известностью пользовалась Эя в 15 000 шагов от моря на том месте, где в Фасис с разных сторон впадают большие (!) реки Гипп и Кианей».
В пояснениях к данному свидетельству сразу отметим, что город Тиндарида и племя тиндаров (дандары у Страбона) локализуются Плинием не в грузинской Колхиде а непосредственно в дельте Танаиса. Причём и Тиндарида и остальные города Колхиды имеют вполне конкретные археологические аналоги, известные в среде учёных под именами Хопровское, Гниловское, Тимерницкое и Кизитиринское городище.
Что же касается Эи, то если мы отмерим 15 000 римских шагов, от дельты Дона, там где от него ответвляется Мёртвый Донец, то попадём прямо на холмы Кобяковского городища. К тому же в этом месте Дон соединяется с двумя своими рукавами, Аксаем справа и Межонкой слева, в точности как это описано у Плиния.
Находка Эи, даёт нам реальный шанс найти и загадочный храм Ария или Арея, как его именовали греки. Тот самый храм, в котором хранилось знаменитое Золотое руно.

ХРАМ АРИЯ.

Если наши поиски и рассуждения идут в правильном направлении, то помимо городов бронзового века, датируемых как минимум вторым тысячелетием до нашей эры в низовьях Дона должно сохраниться и чисто культовое сооружение, соответствующее тому Арийскому храму или Святилищу Арея, где согласно древнегреческим мифам хранилось легендарное Золотое руно.
Но где искать это загадочное сооружение, если во второй половине «просвещённого» ХХ века, титаническими усилиями многих организаций Госстроя СССР были стёрты с лица Земли практически все археологические памятники Нижнего Дона, в том числе и знаменитое Кобяковское городище, на камнях которого оставили свои следы Иафет и Арий, Ар-аксай и Геракл, Кол-аксай и Перс, Фрикс и Ясон, Ээт и Эней, Ахилл и Одиссей, Один и Ньерд, Аларик и Одоакр, Андрей Первозванный и Филипп Галилеянин и ещё десятки всемирно-известных героев древности. Где на протяжении многих веков располагалась, не только столица колхов и киммерийцев, но и некогда знаменитая столица античных росаланов и раннесредневековых росов. Где стоял древнейший на территории России пещерный христианский храм построенный Андреем Первозванным. Где отбывал своё пленение князь Игорь Новгород Северский…
Всё погибло под ножами бульдозеров и ковшами экскаваторов. Под основание был снесён Священный холм на котором стоял Кобяковский акрополь. А в начале ХХ1 века прекратил своё существование уникальнейший и огромнейший по своим размерам Кобяковский некрополь. При таком стечении обстоятельств только чудо может помочь нам отыскать Храм Ария. Для чего вновь обратимся к трудам античных историков.
Наиболее интересным в этом плане является свидетельство Диодора Сицилийского, который пишет: «Медея (дочь Ээта), как рассказывают, провела аргонавтов к Святилищу Арея, отстоявшему на семьдесят стадиев от города, который носил имя Севарис (что значит Святой Арий) и был столицей колхов; подойдя ночью к запертым воротам, она окликнула стражей на таврическом (скифском) наречии.
Когда же воины с готовностью отворили ей ворота, как царской дочери, аргонавты, говорят, напав с обнажёнными мечами, убили многих варваров, а остальных, испуганных неожиданностью, выгнали из священного участка и, захватив руно, поспешили с ним к кораблю».
В данном свидетельстве прежде всего обращает на себя внимание точное указание расстояния от столицы колхов до Арийского храма. Если данное расстояние отложить от Кобяковских холмов в сторону устья Дона то мы попадаем на берега Мёртвого Донца, в районе Левенцовки. Следующее на что необходимо обратить внимание, это устройство Святилища Ария, которое представляет собой своеобразную охраняемую крепость, взять которую можно было только употребив хитрость и предательство.
Сопоставив полученные данные мы обнаруживаем их полное соответствие уникальнейшему комплексу эпохи ранней бронзы (а может быть и ещё древнее), расположенному на надпойменной террасе Мёртвого Донца. В плане это сооружение представляет собой сдвоенные круги, радиусом около ста метров, обнесенные массивной каменной стеной, открытой в сторону донской дельты. Учитывая культовое значение этого памятника, археологи мало интересовались им, так как пробные раскопы не дали ни каких ценных (в смысле драгоценных) находок кроме множества кремниевых наконечников стрел и весьма редких фрагментов керамики 3-2 тысячелетий до н.э.
Казалось бы, что само провидение позаботилось о том, чтобы сохранить в неприкосновенности столь ценный исторический памятник, бывший когда-то местом, где хранилось Золотое руно. Хотя Золотое руно и приключения аргонавтов, отнюдь не самые примечательные страницы в истории Арийского храма. Его камни хранят информацию о событиях куда более значимых, способных в корне поменять наши представления как о происхождении человеческой цивилизации, так и об основных этапах её становления и развития. Но всё это станет возможным лишь тогда, когда мы научимся любить свою землю и уважать память своих предков. В противном случае, Святилище Ария, символизирующее собой Начало Времён, станет символом их Конца.
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, авторизуйтесьили зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.